Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Черняховская детская художественная школа им. М. Тенишевой»
  /
/   5 вопросов керамисту Черняховской художественной школы

5 вопросов керамисту Черняховской художественной школы

09.03.2021

Ольга, что побудило вас стать керамистом, выбрать эту профессию?

С керамикой я познакомилась на кафедре ДПИ Московского Педагогического Государственного Университета, когда делала диплом. Мой дипломный руководитель, Долгушин Александр Евгеньевич, открыл для меня удивительный мир разнообразия возможностей этого материала. Меня заворожило то, как пластичная масса живет в руках, податливая и капризная, и, как проходя огонь, становится звонкой и вечной. Во время работы с глиной идет непосредственное взаимодействие со всеми стихиями: Земля — сама глина, ее основной химический состав содержит тот же процент химических элементов, что и в коре земного шара; Вода — обеспечивает главное свойство глины — пластичность, чем больше воды, тем мягче становится материал; Воздух — позволяет из пластичной массы получить сухую работу, готовую к обжигу. Влажную работу в печь ставить нельзя, поскольку при наборе температуры вода, оставшаяся в глине, начнет кипеть и разрушит изделие. И Огонь — который запускает преобразование элементов и, при обжиге, превращает глину в Керамику.


Фото 1, 2 — работа над керамическим панно в мастерской. Фото 3 — керамическое панно в замке Инстербург (г. Черняховск) с изображением карты замков Надровии.


Кто вас вдохновляет?

В основном меня вдохновляет окружающий мир, его невероятная красота. Эмоции и чувства, состояния души, которые хочется овеществить в гармоничной форме. Сама глина вдохновляет, ее пластичность и сложность.

Мне очень нравится, как работают с керамикой японцы. Есть у них какое-то глубинное понимание материала, уважение к нему и, как будто бы через это, разрешение себе выводить керамику на качественно новый, совершенно космический уровень.

Из наших современных художников меня очень вдохновляют работы Алены Залуцкой, Анастасии Чариной, Марины Акиловой, Натальи Чепкасовой. У каждой из них свой неповторимый подход к работе. Одна выводит на свет совершенно невероятные образы, другая удивительно через работы говорит о наболевшем, третья общается с глиной на своем, очень личном языке, четвертая творит магию с формой и фактурой. Могу сказать, что у нас очень много ярких художников-керамистов. Работа с керамикой в свое время вдохновляла таких великих мастеров, как Врубель, Пикассо, Миро, Леже и многих других.

Интерьерная скульптура «Вода», серия «Стихия».

Куда идти учиться на керамиста?

Сейчас керамика стала очень популярна и обучением керамике занимаются многие мастера и небольшие студии. Там можно получить начальные знания и освоить некоторые навыки работы с глиной. Но действительно качественное образование могут дать только вузы художественной направленности, которые формируют понимание изобразительного языка.



Какие знания нужны для работы с керамикой?

Художественная керамика это, в первую очередь, изобразительное искусство. Поэтому важно понимание законов композиции, в данном случае, объемной. Понимать, как работают принципы выразительности, как можно использовать колористические приемы в декорировании, как создавать гармоничные сочетания и многие другие вещи. Это что касается формирования художественного образа.

Но керамика, при этом, так же довольно технологичный процесс со своими правилами. В процессе изготовления керамического изделия происходят различные трансформации, как на физическом уровне, так и на химическом. Поэтому важно понимание основ физики и химии. Керамика, с одной стороны, за тысячелетия не изменилась в своих технологических этапах – лепка – сушка – обжиг – глазуровка – обжиг – готово. Но, с другой стороны, керамика довольно капризный, зависящий от многих факторов, процесс. Немного изменился режим набора температуры, немного изменился химический состав сырья, немного изменились пропорции элементов и результат может удивить. И именно понимание химии позволяет понять причину, особенно это касается глазурей.

Народное творчество так же не оставляет равнодушной, поскольку за множество поколений мастеров, формы обретают совершенную достаточность без излишеств.


Просмотр ученических работ по предмету «Керамика» в Черняховской художественной школе.

Какой эффект несет работа с глиной для ваших учеников?

Я считаю, что возможность работать с глиной, это большая удача наших учеников. Во-первых, они учатся думать руками. Это совершенно необходимый навык. Давно известно, что мелкая моторика рук непосредственно связана с мозгом и его развитием. Во-вторых, работа с объемом развивает объемно-пространственное мышление. В изобразительном искусстве всегда идет столкновение трехмерного пространства мира и двухмерной плоскости листа. В-третьих, материальность готовых работ, прошедших обжиг и глазуровку, выводят ученика на новый уровень осознания себя, как художника. Ну и, конечно, работа с глиной терапевтична сама по себе. Ее пластичность и податливость очень хорошо влияет на общее состояние.


На занятии по керамике в Черняховской художественной школе им. М. Тенишевой.

Беседовал Николай Карпузов


Авторские украшения и декоративная керамика Ольги Валовой:

Возврат к списку

Заполните поле Заполните поле Заполните поле Заполните поле
Политика в отношении обработки персональных данных. Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку своих данных.